Достопочтенная Ложа Юпитер №7


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options - assumed 'videoembedder_options' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/h691060/jupyter-loge.ru/docs/wp-content/plugins/video-embedder/video-embedder.php on line 327

 

Идея соответствия масонской иерархии кресту возникла еще у Михаила С. трагически погибшего Брата летом 2016 года в Санкт-Петербурге. В те светлые дни моего участия в работах достопочтенной ложи Феникс, и в годы ее духовного расцвета, тогда еще физически пребывающий с нами Михаил неоднократно призывал всех братьев подумать над темой символического соответствия масонской организации христианскому кресту. То время до сих пор возбуждает радость в моем сердце при воспоминании творческих тем зодческих работ; Агап, носивших дух истинных застолий братской любви; сердечной атмосферы общения с Мишей. Навсегда запомнится зодческая работа одного из братьев, талантливого российского скрипача, исполненная для остальных братьев достопочтенной ложи Феникс в честь его посвящения в Мастера Вольные Каменщики. Это был концерт в Рахманиновском зале Московской Консерватории, подаренный членам ложи Феникс и их женам, который завершился братской Агапой.

Почему же возник символ духовного христианского креста как прообраза масонского братства? Да потому, что, во-первых, иерархическое древо любой организации, имеющей свои особые цели и задачи, не может существовать без ствола – вертикали власти. А, во-вторых, древо масонской организации, основанной на нравственных началах и на духовности, не может существовать без горизонтали власти. Все нравственные начала Братства Вольных Каменщиков подкреплены девизом «свобода, равенство, братство», а его духовность, как ни изворачивайся, но никак не возможна без твердой и искренней веры в единого Бога, иначе же все масонские ритуалы и легенды превращаются в пустую игру, «блеф». Эта горизонтальная перекладина масонского креста позволяет всем братьям Вольным Каменщикам принимать полнокровное участие в организации духовной и практической жизни масонского послушания, проникаясь насквозь только положительными благостными соками волшебного древа масонской иерархии, имеющего подобие христианского креста.

Вертикаль власти масонского Ордена, начиная с ее олимпа в лице Великого Мастера и еще выше, в лице Великого Державного Командора, организует текущую жизнь Ордена, следит за соблюдением древних традиций, исполнением законности и правильным течением ритуальной жизни в послушании. Но именно горизонталь придает масонскому древу духовную форму, т.к. вовлекает каждого брата в процесс самосовершенствования, словно река, веками текущая в одном и том же, в целом неизменном направлении, от истока к устью. Эта река времени не может иметь иного другого общего направления, кроме как к Высшему Свету, или Абсолютной Истине в лице Бога. Все же вызванные заблуждением человеческие попытки построить Рай или Царство Истины на бренной земле без Высшего Творца заканчивались дискриминацией одних — низших, не укладывающихся в светлое будущее, и абсурдным возвеличиванием других — беспочвенно высших, с последующими потоками невинной человеческой крови.

Вертикаль креста иерархии, или структура власти в масонском Ордене — крайне важный и тонкий его элемент. От того, насколько с самых изначальных истоков Ордена братья «отцы», его организаторы, правильно понимают суть масонства и вытекающие из нее цели и задачи Братства, зависит и дальнейшее развитие, и движение всех остальных братьев по пути к Абсолютной Истине. Все основные проблемы современного масонства имеют две основные причины. Первая связана с тем, что братья основатели Ордена не понимают то, казалось бы, элементарное, что масонство это духовная (или, иным словом, эзотерическая) организация, которая должна быть построена только на фундаменте веры в Бога и стремлении вверх к нему — Великому Архитектору Вселенной, как Абсолютной Истине, вечной навсегда. Вторая — с тем, что даже если эта обязательная вера присутствует в них и закреплена первой же ладнмаркой Ордена, они не осознают то, что вертикаль масонской организации может быть построена только на принципе главенства духовного роста перед всеми остальными качествами, на поверхностный взгляд важными, но все-таки профанскими.

Внешне духовный рост Вольного Каменщика должен состоять в постепенном последовательном посвящении его на новые ступени (градусы), абсолютно тождественные или равные освоению адептом определенного уровня эзотерических (трансцендентных) знаний, и приобретении им нового фундамента, основанного на легендах и символах полученного градуса, для углубления и развития этих знаний. Внутренне же духовный рост брата состоит в постоянном стремлении вверх к Богу, Великому Архитектору Вселенной.

Часто вторая причина масонских проблем связана с неимением у самих братьев «отцов», основателей и руководителей масонского послушания, глубоких духовных, равно как эзотерических или трансцендентных, знаний. Да! Без всякого сомнения! Они, эти Отцы, могут признавать, что спекулятивное масонство возникло на основе Христианства, и как ответ на жесточайшие бесчеловечные, мракобесные и антихристианские репрессии от его «Святой инквизиции». Более того, они не могут не осознавать, что спекулятивное масонство было создано и развито лучшими представителями европейской аристократии, представителями мировой литературной, философской и богословской мысли. Что оно родилось, как стремление его организаторов сохранить истинную Веру и преумножить глубину знаний о Боге. И что оно возникло, как их стремление отделить истинное духовное учение, построенное на тайных символах, знаках и метафизических моделях, от примитивного и оперативного понимания ортодоксально-обрядовой Церковью и ее фанатичной невежественной паствой Священных Книг, Самого Бога и Его Промысла. В общем, все они, эти самые масонские «отцы», знают и хорошо объясняют отличия спекулятивного Вольного Каменщичества от оперативного, но, часто, проблема в том, что они сами не имеют глубокого эзотерического и метафизического знания и связанного с ним духовного опыта.

Во всех случаях причин, отказавшись от христианских истоков истинного масонства, братья теряют глубокий духовный смысл масонских градусов, представляя их как обычные административные ступени, не имеющие трансцендентного смысла, а все легенды этих градусов, представляются братьям как формальные и бессмысленные, творчески и свободно трактуемые ими. Такое их масонство уходит от традиционного регулярного спекулятивного масонства в другое, новое и современное (называемое нынче «передовым»), основанное еще во Франции в XIX веке, т.е. формальное «вавилонское» масонство, которое является, по сути, движением назад, вниз, к оперативному масонству. А в конечном пункте своего пути пустое «вавилонское» масонство опускается ниже оперативного, наполненного хотя бы практическими знаниями и тайнами строительного искусства.

Не имея достаточных изотерических и метафизических знаний, они — братья «отцы» послушания, и рады бы, и полны желаний, но не видят скрытой от непосвященных системы оценки духовного уровня адепта и его готовности к возвышению на следующую верхнюю ступень масонской лестницы. В результате таким старшим братьям ничего не остается, как строить систему чисто административных градусов, а также структуру руководящих и офицерских должностей, подобную ветхозаветной Вавилонской башне. Но, как известно, бездуховная механистическая Вавилонская башня не нужна Великому Создателю Миров. Он ее разрушил потому, что она была основана на эгоистическом желании и высокомерной мечте строящих ее каменщиков, достигнуть высот и «Голубых Небес» механистическим способом, в обход тяжелого и сложного для примитивного человеческого сознания духовного пути — пути исправления или самосовершенствования себя, т.е. каждого отдельного я.

Тяжелый, полный испытаний, духовный путь к Истине и Богу был выбран спекулятивным масонством! На легком, но, в итоге, из-за постепенных искривлений, ложном и направленном назад от Истины и Бога механистическом пути находится современное «вавилонское» масонство!

Рассмотрим далее: Каковы же основные структурные элементы масонской горизонтали власти? Прежде всего, и главнейшее из всего, это каждая отдельная ложа, открывающая и оканчивающая свои труды на Востоке с неизменной регулярностью не реже одного раза в месяц. А, затем — объединенная Ассамблея всего послушания или Ордена, если он состоит из нескольких лож. Ассамблея должна регулярно проводится два раза в год, в дни летнего и зимнего солнцестояния, совместными усилиями и обязательным участием всех без исключения представителей лож и особенно в лице их Досточтимых Мастеров, Почетных Мастеров, Бывших Досточтимых Мастеров и выборных представителей (например, Мастеров-Делегатов).

Открытие работ масонской ложи всегда олицетворяет божественное Слово, предварившее сотворение Мира и Человека, и распространение Света на людей. Ложа является одновременно и малым, и главным отражением всей масонской иерархии в целом. Она также имеет форму креста: как внешнюю – восток, запад, север, юг; так и внутреннюю – это иерархическое устройство управления работой Вольных Каменщиков во славу Бога – Великого Архитектора Вселенной. Восток ложи венчает ее Досточтимый Мастер – олицетворение высшей власти, как во время, так и вне ритуальных работ. «Как Солнце восходит на востоке, так и Досточтимый Мастер венчает на востоке работы ложи и руководит трудами братьев». Досточтимый Мастер пользуется авторитетом братьев ложи, заботливо печется о их духовном росте и о их своевременном подъеме по иерархической лестнице 3-х градусов. Он заботится о нравственном самосовершенствовании младших братьев Учеников и Подмастерьев, оказывая им любую всевозможную защиту и духовную поддержку, вплоть до гарантированной защиты слабого брата, еще неуверенного в себе, от сильного брата, несправедливо пользующегося своим более выгодным высоким положением. Он несет полную ответственность за исполнением порядка, законности в ложе, за мир и согласие среди ее членов, и за гармоничное течение ее ритуальных работ. Он есть само олицетворение благости, братской любви, всегда мирной и спокойной мудрости.

Всемерную помощь ему в этом благородном деле оказывают все Мастера и Мастера Офицеры ложи, которых Досточтимый Мастер назначает. Их роль в осуществлении гармонии и порядка ритуальных работ и оказании помощи в духовном и нравственном самосовершенствовании младших братьев, подробно описана во всех масонских ритуалах. Каждый из Офицеров, начиная от Первого и Второго Смотрителей и кончая Обрядоначальником, является частью вертикального ствола масонского креста, помогающей полнокровно и правильно (в соответствии с регламентом или уставом) исполнять свою часть от благой и божественной власти Досточтимого Мастера в целом.

Досточтимый Мастер достопочтенной ложи может быть избран только по результатам голосования Мастерской ложи, а освобожден от своего руководящего бремени только по собственному желанию или только по совместному решению ложи, при условии большинства голосов среди всех без исключения братьев Мастеров, собравшихся специально для этого. При этом Досточтимый Мастер не имеет права препятствовать, запрещать и преследовать братьев инициаторов недоверия ему. Недоверие Досточтимому Мастеру, может быть инициировано на ритуальных работах, в качестве записки, помещенной кем-либо из братьев в Кружку Предложений. При этом Досточтимый не имеет права оставить без внимания это предложение и обязан вынести его на обсуждение и голосование Мастерской ложи на текущих или последующих ближайших ритуальных работах. Данное предложение может быть оставлено без внимания только в случае повторного его выдвижения в течении года.

Вертикальный остов креста ложи должен начинать оказывать свое благостное духовное воздействие на вновь посвященного Ученика Вольного Каменщика, сразу же после его прощания с профанской жизнью. Он приучает его к важным качествам любой святости: послушанию, через первый долг «совершенного молчания»; любви, через братскую любовь, поддержку и опеку со стороны старших Братьев, милосердию, через постоянную готовность оказать помощь нуждающемуся. Кроме того, вертикальный остов приучает Ученика к важным качествам любой истинной чести – умению быть преданным Ордену и хранить вверенные тайны.

Вместе с тем, все основные решения, касающиеся жизни и работы ложи должны приниматься только общим голосованием присутствующих на работах братьев Мастеров и Подмастерьев, обладающих правом голоса, и только при условии кворума мастеров и большинства положительных голосов «за». Это вопросы касаются: посвящения профанов; повышения братьев в следующие градусы; оказания помощи и благотворительности; избрания Делегатов от ложи на обще масонские форумы и ассамблеи; делегирования Депутатам определенных полномочий и решений ложи. В случаях же, если открытая позиция какого-либо брата по определенному вопросу может ограничить его свободу выбора (нарушить принцип свободы), например, возвышение кого-либо из братьев в высший градус, или иное что-либо, что может вызывать скрытую либо явную неприязнь от других, то голосование должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО тайным. И эта обязательность всеобщего, т.е. братского, равноправного и свободного, принятия решений является горизонтальной планкой отдельного крестовидного древа масонской ложи. Каждый Вольный Каменщик, начиная с «трехлетнего возраста», вовлекается в общий поток реки «Истина», научающей его правильно мыслить, правильно говорить и совершать правильные поступки. При этом, обязательным условием достижения данного идеала является искренняя и твердая вера в Бога, Великого Архитектора Вселенной, и выработка символического (образного) мышления, как метафизического метода познания высшего трансцендентного бытия (Бога).

Именно ложа, как это не странно звучит, является основой масонства и всего Ордена Вольных Каменщиков! И никак не его управленческая структура, часто подверженная всевозможным человеческим порокам властолюбия, карьеризма, лести и прочим подобным. Орден в целом, как структура, объединяющая несколько лож, может быть подвержен болезни профанизации, но если внутри него функционирует хоть одна истинная достопочтенная масонская ложа, сохраняющая духовные принципы в своей масонской жизни, в ритуальных собраниях которой во имя Творца — Великого Архитектора Вселенной проходит главная духовная работа братьев над «совершенствованием своего грубого камня», то и весь Орден в целом будет сохранять свою жизненную силу. А впоследствии всего лишь одна духовно здоровая ложа может стать хотя и малым, но важнейшим, ростком, возродившим новое здоровое древо всего послушания.

Торжественное открытие работ Ассамблеи олицетворяет горизонталь главного большого креста масонской власти всего многочисленного Ордена Вольных Каменщиков. Только на Ассамблее может быть избран, переизбран или низвергнут глава Ордена Вольных Каменщиков — Великий Мастер, законно и на полном основании осуществляющий верховную власть в послушании. На Ассамблее подтверждается продление полномочий Великого Мастера, утверждаются все важные решения, приказы и постановления, принятые Великим Мастером и его помощниками в межассамблейный период, касающиеся основ ритуальной жизни лож и Ордена в целом, утверждения мастеров, отвечающих за определенное направление в деятельности Ордена. Ассамблея с обязательным правом голоса и участием всех лож подтверждает внесенные в масонское законодательство изменения, окончательно утверждает внешние договора о дружбе и взаимной поддержке с другими масонскими послушаниями, подписанные Великим Мастером. Если вертикаль креста гарантирует беспрекословное исполнение масонских законов. То его горизонталь, утвержденная принципом Ассамблейности масонской власти, гарантирует, не только, но прежде всего сохранение их правильности и мудрости. Только на принципе Ассамблейности возможно полнокровное исполнение масонского девиза «свобода, равенство, братство».

Таким образом, административная масонская власть символизирует вертикальную перекладину креста, которая является его опорой на земле или в профанском мире. Духовная же власть – есть его горизонтальная перекладина, исполняющая главный девиз масонства «свобода, равенство, братство» и вознесенная над профанским миром вверх к Великому Архитектору Вселенной. Пересечением горизонтали и вертикали креста является Великий Мастер Ордена Вольных Каменщиков.

В соответствии с этим, административная горизонтальная часть, находящаяся под Великим Мастером, не имеющая главной духовной значимости, осуществляется братьями его помощниками. И как бы эти помощники не назывались, например, «державными», «великими», «могучими» или «весьма ужасными», или же, например, «Коллегией Великих Офицеров», от этого смысл их самого обычного, подобного профанскому, администрирования не изменится. И Дух Святый не облечет их деятельность в Гармонию и Красоту, наделенные Мудростью свыше.

Но как же придать духовное содержание всему масонскому святому кресту? Это осуществляется только переносом основы (фундамента) его духовной горизонтали в лице Досточтимых Мастеров, обогащенных масонским опытом и мудростью, и Депутатов лож, наделенных полномочиями от коллективной мудрости каждой отдельной ложи, на вертикаль креста Ордена в целом. Т.е. через создание Совета Досточтимых Мастеров, осуществляющего коллективное принятие основных решений Великого Мастера — первого из Досточтимых Мастеров, и желательно избранного из них. Т.е. Совета, разделяющего с ним нелегкое бремя власти в Ордене.

На этом, я заключаю свою работу о символическом подобии масонской иерархии христианскому кресту. Хотя ее крестообразная форма имеет еще более сложное строение, так как должна вмещать в себя еще и высшие градусы (степени) масонского послушания, называемые теоретическими, которых может быть до 33-х и много более. Эти высшие градусы — прежде всего духовные. Они связаны как с легендарной — Библейской историей, так и с реальной историей: масонских и Христианских духовных рыцарских Орденов; жизнью и деятельностью отдельных христианских пророков. Они являются живым воплощением аккумуляции духовного опыта, накопленного тремя тысячелетиями веры людей в Единого Творца, в душах отдельных посвященных людей, осуществляющих свой тернистый и постепенный путь к Абсолютной Истине через непрерывный процесс усовершенствования себя (через работу над своими недостатками и пороками).

 

Назад, к работам братьев