Достопочтенная Ложа Юпитер №7


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options - assumed 'videoembedder_options' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/h691060/jupyter-loge.ru/docs/wp-content/plugins/video-embedder/video-embedder.php on line 327

 

На протяжении тысячелетий сакральное пространство сохраняет определенные черты, которые отличают его как от природы, так и от среды обитания человека. Одной из таких характеристик является ориентация святилищ и храмов по сторонам света. Другая особенность состоит в вертикальном делении ритуальных построек на зоны, соответствующие трем мирам – верхнему, среднему и нижнему.

Указанные черты проявляются в христианских храмах. Так, православные церкви и соборы имеют прямоугольную или крестообразную планировку и ориентированы по сторонам света, а вертикаль храмов делится на две части — круглую верхнюю (барабан, купол) и четырехугольную нижнюю. Согласно древней традиции, круг считается символом неба, а квадрат — символом земли.

Вертикальная символика выражена не только в архитектуре, но и в интерьере храма. В куполе обычно помещали небесные сюжеты — изображения Христа-Пантократора, сцен Вознесения или Сошествия святого духа, а на стенах — сюжеты земной жизни Христа. Центральное место в православном храме занимает иконостас, который, как мы считаем, можно соотнести с образом мирового дерева.

Символ мирового дерева использовался разными народами прежде всего для обозначения центра освоенного человеком пространства. Среди образов мифологии можно упомянуть древо жи­з­ни и древо познания или священный ясень Иггдрасиль. С другой стороны, мировое дерево является вертикальным символом и выражает идею единства трех миров: макушка дерева упирается в небеса, ствол располагается в земном мире, а корни достигают преисподней. В сказках на небо попадают по стволу дерева. В древних святилищах функцию мирового дерева выполнял священный столб, который также имеют трехчастное деление по вертикали (Збручский идол).

Символика мирового дерева находит свое выражение прежде всего в графических образах. Чаще всего встречается изображение дерева со стоящими по обеим сторонам фигурами людей, животных или крылатых существ. Эти симметрично расположенные парные фигуры обозначают, на самом деле, четыре стороны света. Глубина как бы уходит из поля зрения, поэтому две стоящие лицом к дереву фигуры можно интерпретировать как символы четырех сторон света.

В более позднее время образ мирового дерева стал выражаться в виде знака креста. При этом крест означал как четыре стороны света, так и вертикальный образ. Крест в виде распятия связан с Голгофой, где, по преданию, похоронен Адам. Византийские мистики расшифровывали имя Адама по первым буквам: ανατολε (восток), δυσις (запад), αρκτος (север) и μεσεμβρια (юг). Вертикальная символика креста также близка к образу мирового дерева. В греческом тексте Библии «крест» передается словами σταυρος (столб) и ξυλον (дерево).

В иконостасе присутствуют оба крестообразных символа — вертикальный и горизонтальный. Деление иконостаса по вертикали соотносится прежде всего с осью времени. Вверху изображены ветхозаветные патриархи и пророки, два средних ряда занимают деисус и праздники, а нижний ряд занимают местные (храмовые) иконы. Следовательно, верхняя часть иконостаса относится к мифическому времени (время творения), а нижняя часть — к историческому времени. Особое место занимает праздничный ряд, соответствующий центру времени, которое у евангелистов называется Кайрос и обозначает время свершений (καιρος — надлежащее, благое время).

Центральное место иконостаса занимают царские врата, которые выступают как своеобразный перекресток. С одной стороны, они являются основанием вертикальной оси иконостаса, тем самым задают движение вверх. На царских вратах изображена сцена Благовещения, что соответствует началу земного пути Христа. С другой стороны, царские врата располагаются на оси запад-восток и разделяют профанное и сакральное пространство. Алтарная часть храма символизирует пещеру в Вифлиеме и является образом подземного (тайного, сокровенного) мира.

С символикой входа связаны помещенные на царских вратах изображения четырех евангелистов и сопутствующие им фигуры ангела и орла сверху, льва и быка снизу. Согласно мифологическим и сказочным сюжетам, вход в иное царство охраняют животные, сидящие по обеим сторонам прохода или двери. Ворота древних храмов также украшали скульптуры и изображения животных. (Расположение ангела и орла вверху, а льва и быка внизу не является случайным. Символами верхнего мира традиционно считаются птицы и крылатые существа, а символами нижнего мира — хищные животные и их жертвы.)

Фигуры четырех евангелистов могут обозначать и четыре стороны света. Например, подобным образом обозначено пространство на плащаницах, где по углам расположены символы четырех евангелистов. Таким образом, царские врата сами по себе несут все признаки мирового дерева, обозначая как центр храма.

Центральным изображением иконостаса является Спас на престоле, что может иметь отношение к священному столбу, так как слово престол произошло от στυλος (столб). Древние мистерии совершались вокруг трона, на котором сидел посвящаемый. Как считает В.Н.Топоров, трон с высокой спинкой и скамейкой для ног несет в себе черты мирового дерева.

В готических соборах в качестве символа священного столпа выступает колонна, делящая вход надвое. Символика центра мира также вынесена на западный фасад: в тимпане над входом в собор помещены изображения четырех евангелических животных, окружающих Христа, сидящего на престоле.

Вертикальная линия, проходящая через царские врата, является осью симметрии, определяющей характер изображения на других иконах, расположенных слева и справа: все фигуры повернуты лицом к центру. Движение от периферии к центру иконостаса означа­ет приближение к источнику сакральности. Происхождение подобных композиций имеет глубокие традиции и связано с поклонением священному дереву. Поскольку коллективные действия обычно совершались вокруг священного столба, то можно предположить, что сцена предстояния передает древний обряд хоровода, когда все участники обряда расположены по кругу (хоровод — от χορος, круг; ср.: хоромы, храм). Символику круга передает также праздничный ряд иконостаса, поскольку христианские праздники образуют годовой цикл — литургический круг.

Литература

1. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М.: Наука, 1984. — 262 с.
2. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд.МГУ, 1994. — 144 с.
3. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. — 375 с.
4. Салтыков А.А. Пространственные отношения в византийской и древнерусской живописи. — В кн.: Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. С. 398.
5. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси. Л.: Наука, 1971. — 120 с.
6. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985. — 256 с.
7. Евсюков Д.С. Мифы о мироздании, М.: Политиздат, 1986. — 112 с.
8. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, Наука, 1988. — 176 с.
9. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. — 783с.
10. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М.: Изд. МГУ, 1986. — 295 с.
11. Аверинцев А.А. Поэтика древневизантийской литературы. М., 1977.
12. Зелинский А.Н. Литургический круг христианского календаря. — В кн.: Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 254.
13. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. — 365 с.
14. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989. — 360 с.
15. Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. — 187 с.
16. Топоров В.Н. О космических источниках раннеисторических описаний. — Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973.
17. Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. — 240 с.

 

Назад, к работам братьев